Rambler's Top100
[ Трибуна | Власть и право | Предприятия | Организации | Карты | Персоны | История |
|Слово пастыря | Консультации |Проекты | Алфавитный указатель | Погода ]

ОБРАЗ КАЗАНСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ
8 июля по старому стилю, 21 июля по новому стилю

Самой известной и распространенной, без сомнения, является Казанская икона Пресвятой Богородицы. Владимирская икона Богородицы — преимущественно московская. Казанская же является повсеместной. Нет местности, где бы не было чтимых образов Казанской Божией Матери.

Прославившаяся после взятия Казани и, особенно, прославившаяся освобождением Москвы, положившим окончание Смутного времени, Заступница Усердная, так она именуется в тропаре иконы, становится, в значении Своего образа, Заступницей нашего Отечества, Взбранной Воеводой земли нашей.

Казанский Образ присутствовал при ставке Петра Великого в Полтавском сражении. Недаром в сердце новой столицы, в Санкт-Петербурге, был создан Казанский собор в честь Ея образа.

По свидетельству отца Василия Швеца, с Казанским Образом во время Отечественной войны 1941—45 гг., в блокаду, был совершен облет вокруг северной столицы, в то время называемой по имени главного вождя революции.

Есть свидетельства, что Москва, во время подступа к ней немцев, также была ограждена Казанской иконой Пресвятой Богородицы. Была она привезена и в Сталинград (Царицын), где пред нею был отслужен молебен в присутствии военоначальников, после чего началось наступление.

У нас, на Урале, мне известны два чтимых образа Казанской иконы Божией Матери, оба явившихся на воде, в 18 веке. Это — очень известный в настоящее время Образ Казанской Чимеевской иконы Божией Матери, о котором можно было бы рассказать целую историю личного характера, в бытность моего служения в Курганской епархии, где она находится.

здесь фото икон храма Успенья Божией Матери
И второй — в Пермской епархии, в Верхне-Чусовских Городках, явившийся неподалеку на заливаемом берегу Чусовой, на источнике, который до сих пор обильно источает очень(!) холодную воду, так что в древних записях об этом говорится: вода в источнике «зело строгая». Так ценилась строгость как Небесное явление, и этим сохранялось святое благочестие наших предков. Вода обличала, вода и исцеляла.

К сожалению, возможности издания не позволяют рассказать об этом источнике удивительную историю и о его покровительнице, Казанской иконе Божией Матери, которую мне довелось увидеть в небольшом плоском камушке, поднятом со дна источника, этого знамения Царицы небеси и земли. Действительно, это один из самых древних образов Божией Матери. И самый простой. Можно сказать, самый лаконичный.

С радостию представляем наш общинный образ, приобретенный в Москве. Образ относится к ярославской школе иконописания, что особенно заметно по прописанности одежд. Лик Богородицы написан чрезвычайно тепло, взор весьма трогателен, как бы наиболее подчеркнуто Ея Приснодевство, Ея чистота и близость к нам.

Нельзя не вспомнить, в связи с представленным Казанским Образом Заступницы усердной державный след Ея и в нашей епархии. В 130 км от Новой Утки, в урочище Малый Лип, в Шамарах, почти на границе с Пермской областью (до революции эта местность входила в состав Пермского края), сохранились остатки, собственно фундамент, церкви в честь иконы Казанской Божией Матери.

Накануне страшной катастрофы 1917-го года, внося лепту в спасение Руси, её Самодержавного Царства, царский сотаинник и друг игумен Серафим (Кузнецов), возлюбив всем сердцем личность Царя, личность Царицы и Великой Княгини Елизаветы, видя их служение идеалам Святой Руси, возжелал, чтобы Бог во чтобы то ни стало сохранил Их венценосные жизни, как гарант существования Царства и Церкви. Николаевский Белогорский монастырь был посвящен молитве за Царя. Раскинувшийся в подножии Белой Горы Алексеевский скит посвящен молитве за Царевича Алексия (об этом подробно игумен рассказывал Царю в беседе с ним), вблизи Перми на ст. Бахаревка возникла Александрийская обитель, возглавляемая родной матерью игумена Серафима… — в ней шла молитва за Царицу.

Последний „Царский скит“ был посвящен молитве за Великую Княгиню Елизавету Федоровну, игумению открытой ею Марфо-Мариинской обители, особенно почитаемую „ревностным о Царстве“ отцом Серафимом, тако и мощи Ея перенес из Алапаевска в Китай, а оттуда на Святую Землю, где и сам упокоился в 1956 году. По сути дела, это была канонизация при жизни, так глубоко удалось проникнуть в тайну личной святости Царя, Царицы и Великой Княгини ему, устроителю Царских скитов, которые были расположены в глухих лесах, словно в предчувствии времён гонений.

Место освятили весной в последнем предреволюционном году, а осенью, на «Казанскую», 4 ноября (25 окт. ст. ст.), уже служили в построенной за то лето церкви, посвященной празднованию Казанской Божией Матери, при огромном стечении народа. Церковь освящал будущий свяшенномученик архиепископ Андроник Пермский, ревностнейший обличитель большевизма, закопанный безбожниками живым в могилу.

Недолго просуществовала Елизавето-Мариинская обитель (в честь праведной Елисаветы и равноапостольной Марии Магдалины), не всё выяснено с её печальным уничтожением в 20-е годы. Но и эта поруганная святыня оживает — силами нашей общины установлен поклонный Крест у бывшего алтаря Казанской церкви, возвышающийся на шесть метров над поляной. Три двуглавых византийских орла, олицетворяющих единство Царства и Церкви украшают вершину и два крыла этого могучего креста. Зажигаются свечи, начинается и здесь молитва.

Заступнице усердная, Мати Господа Вышняго, за всех молиши Сына Твоего Христа Бога нашего, и всем твориши спастися, в державный Твой покров прибегающим. Всех нас заступи, о Госпоже Царице и Владычице, иже в напастех и в скорбех, и в болезнех, обремененных грехи многими, предстоящих и молящихся Тебе умиленною душею и сокрушенным сердцем, пред пречистым Твоим образом со слезами и невозвратно надежду имущих на Тя, избавления всех зол, всем полезная даруй и вся спаси, Богородице Дево: Ты бо еси Божественный Покров рабом Твоим.

17 июля — один из самых великих и покаянных дней нашего духовного календаря, венец христианской жизни Святых Царственных Мучеников в их подражании Христу — мученическая кончина.

МОЛЕБЕН
В жару, в середине июля,
На месте, где в комнату, вниз
Вели Их, где гвозди Им — пули
И оцет Им — злобы к Ним свист.
…Еще перекошены лица
Убийц их, кричавших „Распни!“
Еще успевает креститься Царица,
а дальше — над Ганиной пни.
И смрад, и застлание дыма
Над всею сожженной страной…
Но царская диадима
Всех выше крестом и ценой.
И в этом пленении ада, —
Отравы, что змий изрыгал, —
Молебен шел, пленным отрада,
Живительной влаги кристалл.
Тот день — как День Судный — разводка
На тихих и верных рабов
И слуг сатанинских… Но кротко
Народ шел к даянью даров
Небесных… Где кровь Государя
Таинственно запеклась, —
Улыбкой Христа нас одарит
И хлебом накормит нас всласть.
То чудо чудес происходит,
Где камни подвала рвались, —
Там страх иудейский отходит,
Там в небо сердца поднялись.
Там все мы, молясь, приобщились,
К восходу Их, пламенем ввысь;
Как Агнец — тела расчленились,
А духом — с Христом их слились.
Со всеми, кто предан Иудой—
И этот молебен (чуть грусть!)
Не понятый внешним всем людом…
О, неисцеленная Русь!
Воскресни, умойся от раны,
Смотри, над тобою стоят
Семь Ангелов… Дальние страны
Тебе уготовят наряд.
Смотри, воздыхает и плачет
О детях твоих, Божья Мать…
Еще тяготеет — и паче —
Над нами проклятья печать.
Но скоро покров распрострется,
Едва мы подходим к Кресту…
Теперь уж и Царь улыбнется:
„Голубчик, а я уже тут“.

с 18 на 19 июля, 1999 г.
Отец Александр (Никулин)

 
Rambler's Top100 Яндекс цитирования
© 2001-2006
"ДЕЛОВОЙ ПЕРВОУРАЛЬСК"

Тел: (3439) .  Факс: (3439) 64-79-93,   E-mail: novayautka@rambler.ru