Большинство промышленных узлов Урала в
силу своего расположения в верховьях рек постоянно испытывают дефицит свежей воды,
стремятся расширить свои водохозяйственные системы и вовлекать в водохозяйственный
оборот новые источники. Причины дефицита воды общеизвестны: это сезонная и
территориальная неравномерность распределения водных ресурсов, загрязнение источников
и нерациональное использование воды, несмотря на широкое распространение систем
оборотного и бессточного водоснабжения. Разрозненные меры по улучшению водообеспечения
промышленных узлов - строительство водохранилищ, переброска стоков, строительство
очистных сооружений, штрафы за перерасход воды - не решили проблему. Однако промышленно
нагруженные территории Урала продолжают строительство водоводов и водохранилищ,
бросая на произвол судьбы загрязненные старые источники. Сохранение экстенсивного
характера природопользования, в частности, водопользования уже невозможно для
большинства территориальных образований Уральского региона. Ухудшение экологической
обстановки и качества питьевой воды стимулирует увеличение детской смертности,
сокращение продолжительности жизни. В них наблюдается рост смертности от раковых
заболеваний. Возникла опасность для здоровья и воспроизводства будущих поколений. Кризис
охватил и другие стороны жизнедеятельности населения промышленно нагруженных территорий.
Вместе с тем любой кризис создает предпосылки и условия для коренного изменения
парадигмы развития. В настоящий момент это может быть переход городов России на
модель устойчивого развития. Одной из первых основополагающей составляющей
стратегии устойчивого развития промышленного города может и должно стать перспективное
водообеспечение на основе реализации прогнозного баланса водопользования промышленного
узла. Анализ прогнозного баланса водопользования позволяет выявить резервы
и непроизводительные потери, как в приходной, так и в расходной части баланса.
Отличительной чертой рассматриваемого подхода является включение в число анализируемых
вариантов восстановление существующих загрязненных источников, повышение их водоотдачи. В
процессе проведения реформ водохозяйственный объекты, входящие в общую систему
водообеспечения промузла оказались в подчинении различных хозяев, руководствующихся
как частными, так и общественными интересами (объекты, находящиеся в муниципальной
собственности). В сложившихся условиях выявление потерь и резервов баланса водопользования
еще недостаточно для перспективного водообеспечения промузла на принципах устойчивого
развития. На администрацию города легла обязанность координации действий всех
хозяйствующих субъектов, владеющих объектами, входящими в систему водообеспечения.
Для решения поставленной задачи при администрации города была создана рабочая
комиссия по рационализации природопользования. В задачи комиссии входит создание
и совершенствование системы мониторинга качества воды, техническое и технологическое
перевооружение систем централизованного водоснабжения, создания зон санитарной
охраны водоисточников и обеспечение в них соответствующего режима водопользования,
реконструкция систем транспортировки воды, внедрение приборного учета расходов
воды и контроля за качеством, проведение просветительской работы среди населения
по экономии питьевой воды. В условиях дефицита финансовых ресурсов в задачи
местной администрации входит выбор приоритетов и этапности инвестирования. Критериями
при этом служит величина дефицита питьевой воды, степень опасности и интенсивности
загрязнения питьевых водоисточников.
|